top of page
ФЕНИКС.jpg

   ВЕСТНИК КУЛЬТУРЫ 24

ЕВРОПЕЙСКАЯ

АССОЦИАЦИЯ 

ХУДОЖНИКОВ-

КОСМИСТОВ

ИСКУССТВОВЕД О ТВОРЧЕСВЕ ВИТАЛИЯ СКОБЕЕВА

 АННА АКЧУРИНА       

 ВИТАЛИЙ СКОБЕЕВ:       

Послание  

Вселенной человеку  

 

ОТКРІВАЕТСЯ НАЖАТИЕМ КУРСОРА

                                                                                                   Человек есть универсальная и единая часть от окружающего

                                                                                                   мира… микрокосм в макрокосме.

                                                                                                                                                                 Гиппократ

 

                                                                                                   Целое больше, чем сумма его частей.

                                                                                                                                                                  Аристотель. «Метафизика»

 

Каждая картина этого художника - это сгусток энергии – созидательной и поистине расширяющей представление о мире. Это шифровка из Космоса, послание человечеству, балансирующему на краю пропасти. Всё творческое наследие художника Виталия Скобеева есть грандиозный полиптих, - сложно устроенный, тонко пригнанный полифонический организм, пронизанный единой идеей: Знание, Ведение  – высший  дар, врученный человечеству для преображения Вселенной, и начинается этот путь с преображения собственного духа. По мысли художника, личная просветленность – путь созидания и спасения всего мира. Вселенная может расти и расцвести, как Сад, и может схлопнуться, - и зависит это от каждого из нас. Земля живой организм, планета мыслящая, регулирующая свою деятельность и отвечающая на деятельность человека планетарными катастрофами – и чудесными дарами.

 

Каждое полотно Скобеева, по существу, философский трактат, чья идея – преображение человечества, без коего невозможна гармония Вселенной.  Message художника - этика всеобщего блага, синергия, согласие и равновесие всех систем, ибо всё  взаимосвязано. Утопия индивидуализма обречена. Автономное спасение от зол варварской эксплуатации планеты Земля, космоса -  невозможно. Но мудрость, благость, трезве́ние сердца даже единственного человека позволяет хранить жизнеспособность всей ойкумены[1]: «Стяжи́ дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся»[2]. Кредо художника соотносится с теорией в  современной физике о негерметичности вселенной: «каждая ее точка знает обо всей вселенной»[3].

 

Всеобъемлющая идея творчества Виталия Скобеева –  отображение пути вселенской мысли, пронизывающей всё мироздание и сосредоточенной на пестовании человека как венца Вселенной. А его живописные опыты  – символический образ  этой плавильни духа, интеллектуально-духовно-сердечного процесса становления. Сама структура живописи Скобеева как своеобразная «Вселенная под микроскопом»: воспроизводит процесс  атомизации умной материи Вселенной,  движения физических частиц, имеющего целью высшую предельную гармонию мира. Это движение чуждо хаоса, исполнено сверхзамысла – как и вся Вселенная, которая является единым организмом, и полотном Творца. Земная же колыбель - божественная реторта, в которой происходит чудо трансформации  плоти и духа, поиск, если угодно,  «философского камня», который позволит человеку стать подлинным сыном Духа Любви.

 

Изобразительная система художника Виталия Скобеева – это своеобразный коан[4] - только на языке искусства.

    ГАЛЕРЕЯ ОТКРІВАЕТСЯ НАЖАТИЕМ КУРСОРА                                     

Зачастую произведения Виталия Скобеева толкуются как попытка объединить все религиозные учения в некую единую религиозную систему. Однако сам автор настаивает на прочтении его картин как на обозначении этапов философской мысли человечества: Христианство, Пифагорейство, Дзен-Буддизм, Конфуцианство, Индуизм, Русский Космизм - учение Вернадского о всеединстве и о ноосфере, учение Рерихов – разные грани подаренного человеку Знания). 

Свои  картины Виталий рассматривает как  указатели  в области познания сущности Мира: несется в ночи неведения поезд цивилизации, и только свет отдельных станций разрежает эту тьму. Символические композиции Виталия Скобеева – выхваченные впечатления о тех узловых остановках человечества. Эти вспышки света - напоминание о том, что у пассажиров поезда есть высшее предназначение. Законы жизни Вселенной построены на нравственном совершенствовании, на соблюдении баланса, на бережном и уважительном отношении ко всему сущему. Путь познания требует  от человека самоотречения, внутренней аскезы, но именно на этой стезе его ждет высшая радость достижения смысла бытия и единения с красотой. Эта мысль и лежит в основе работ художника.

 

И все же произведения Виталия Скобеева – не прикладные иллюстрации к атласу мировых философских систем. Они имеют самодостаточную ценность и мистическую наполненность, и ждут своего осмысления. 

Лаборатория

                                                                                                   Я пытался сделать невозможное —

                                                                                                   нарисовать сам свет. 

                                                                                                                                                              Клод Моне

Говоря о феномене художника Виталия Скобеева, нельзя обойти сложную технику, которую он выработал для воплощения своих образных систем. Его композиции как голограмма галактик и туманностей – многослойны, структурированы и совершенны по распределению пятна и силуэта, линии, тона. Пластический язык полотен Скобеева, принадлежащий к эпохе постмодернизма, включает в себя элементы кубизма, лучизма, футуризма, пуантилизма, сочетает текстурные поиски Поллока, узловатую фактуру гобелена и живописи объемными сгустками пигмента. Однако смысловое наполнение этой постмодернистической техники носит высоко гуманистический, этический характер и работает на сохранение традиций, высших этапов развития человечества. Наследие веков – не мертвая рухлядь, но мощный инструментарий, готовый к преобразовательной деятельности –напоминает художник.

 

Изобразительный  мир Виталия Скобеева соткан из узнаваемых символов,  из архетипических образов, персонификаций древнегреческой мифологии,  растет из библейских и Евангельских сюжетов, содержит цитаты из произведений мировой культуры, эпохи Ренессанса и Северного Возрождения, Византийской и русской иконописи. Осмысляя историю человечества, художник отображает ее как некое подобие лабиринта, полотна, сплетенного из разноцветных нитей. В его повествование вплетены мифы, символы, знаки, элементы тюркской и скифской символики, этнические компоненты древних культур Евразии, Египта, Греции, Мексики… В этом «зерца́ле» цивилизаций проступают мотивы древне-китайской живописи («Время Луны», 2006г.), колоризм древнерусской иконы и египетских росписей («Звездный путь»), кносских фресок,  персидских манускриптов («Агенда матери», «Посвящение»). Колористика полотен Виталия Скобеева основана на символике цвета,  цвет как концептуальный инструмент объединяет целые циклы его композиций.                                                                                                

    ГАЛЕРЕЯ ОТКРІВАЕТСЯ НАЖАТИЕМ КУРСОРА                                     

Музыка сфер и образ Нетварного Света

                                                                  «Свет жизни» (Ин. 8:12)

Для произведений Виталия характерна удивительная пронизанность внутренней мелодикой. Они завораживают, как лира Орфея.

Их композиции  сделаны почти по законам музыкальных форм: соната, симфония, фуга, рондо, гимн… - в изобразительной структуре его картин прослеживается та же композиционная закономерность. Не случайно многие произведения Скобеева рифмуются с полотнами Чурлёниса, чье искусство - вершина именно такого подхода к изобразительному ряду. Смыкается даже тематика их произведений: «Соната солнца», «Соната звезд», «Жертвоприношение», и другие картины  Чурлениса  - сродни поискам, осуществляемым Скобеевым в циклах «Скрижали космоса», «Мифология», «Учители», в картинах «Звездный путь», «Гермес Трисмегист»…  Роднит их и предмет исследования: природа света, высшие материи, трансформация общечеловеческих культурных традиций.

 

Свет – ведущий лейтмотив творчества Скобеева: его таинственный источник, его носители, преломления света в витражных осколках бытия…Физический  свет в картинах Скобеева - образ Нетварного Света, сверхматериальных энергий, о которых говорили мыслители Византии - Дионисий Ареопагит, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама. В материальном эквиваленте эти образы  можно соотнести с Теорией Большого взрыва, с процессом расширения Вселенной из исходной точки ее рождения. С другой стороны эти элементы в картинах художника  несут намек на взорванную целостность человеческого духа, на длящийся процесс метаморфозы и распада вселенной под воздействием сил энтропии.

 

Теория относительности изобразительными средствами

«Мир идей являет собой истинное бытие»

                                                                          Платон.

«Всякое непоэтическое раскрытие реальности 

не может считаться полным и достоверным». 

                           Джон Дэвид Барроу, математик, астрофизик. 

 

Итак, тайнозрительная цветопись   Виталия Скобеева – лаборатория, своеобразная «кибернетика в красках», опосредованная молекулярная физика,  живопись, наэлектризованная космосом. Это окошки в вечность, проталины на таинственном стекле, затянутом мглой и иглами космического холода. Окулюс[5], соединяющий земное с небесным. Красота, искусство – хрупкие категории, однако в ХХ веке наука пришла к подтверждению тезиса Платона: мир идей бессмертен. Как утверждал Александр Блок: «Вещи не уничтожимы» - и, следовательно, интеллектуальные достижения – не прах, запечатанный под спудом, но сила, влияющая на судьбы цивилизации.

Современная физика и кибернетика утверждает: красота – не просто виньетка на свитке истории, не безделушка от скуки, но  путь к постижению законов Вселенной. Мы привыкли к противопоставлению искусства  точным наукам: «Музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию» - признается Сальери Пушкина. Но сегодня наука все больше склоняется к тому, что «алгебра» всецело подчинена Гармонии и именно Красота (по Бертрану Расселу - «критерии высшего совершенства») являются венцом математики.

 

Умное искусство  Виталия Скобеева как нельзя более стройно вписывается в эту концепцию. Не случайно картины  Скобеева так востребованы в концептуальных выставочных проектах на стыке космической отрасли и искусства, на стыке взаимодействия научной, философской и духовной мысли: они  выставлялись в музее им. Н.К. Рериха, в музее Космонавтики.  Однако его эфемерное искусство нельзя исчерпать алгоритмом, ограничить циркулем и линейкой. В нем остается дыхание иррациональной, а лучше сказать – сверхрациональной Жизни, веяние Духа. Незавершенность жеста милой земной красоты.

 

…Несется сквозь тьму голубая планета, пульсирует ее родничок[6], мерцает перламутровый эфир, резонируя морзянкой Космоса, требующего пробуждения человечества, скованного сном…

    ГАЛЕРЕЯ ОТКРІВАЕТСЯ НАЖАТИЕМ КУРСОРА                                     

 Путь эволюции художника Виталия Скобеева

 

I этап: Пейзажи

 

II этап, переломный: эксперименты с фактурой и композицией, движение к символизму и аллегорические абстракции через натурные впечатления. («Желанный берег», «Архетип», «Крылатые фразы»). Природа, ее растительный мир, синтез абстрактных и флоральных  мотивов, («Эллегия»)  Отдельная тема – музыкальные инструменты («Соло на двоих», Джазофрения») ,  периодически всплывающая в творчестве художника («Осеннее равноденствие», в цикле «Орфей»).

 

III этап  объединяет в себе футуристический символизм («Священные камни», «Будда Грядущий», «Калки - аватар Белого коня») и метафизический символизм (циклы «Сад Марии», «Ангелы», и др.)  Рассмотрим отдельные циклы этого периода:

Серия «Мифология»  содержит одни из самых совершенных полотен художника: «Орфей», «Орфей и Эвредика», «Адам и Ева», «Юдифь», «Кентавр и Паллада», «Диоген».

Серия «Учителя» -  своеобразная галерея метафизических портретов ключевых посланников человечеству. Среди них - Христос, Будда, Кришна, Лао Цзы, Конфуций, Моисей, Леонардо да Винчи, Сергий Радонежский… По мысли художника, в этом же ряду находятся Вернадский, Циолковский, Энштейн, мыслители индуизма Шри Сатья Саи Баба, Шри Ауробиндо, Елена Рерих, Блаватская.

 

Серия « Скрижали Космоса», решенная в мистическом голубовато-лазурном колорите – наиболее таинственная и отрешенная из созданных художником.

 

Серия «Благовест» воплощена  в пастельной палитре – белого, светло-зеленого, розового и в палитре «золото на голубом».

 

Серия «Земное» (жемчужина которой  - «Алиса в стране чудес»).

В серию «Сказанием встает Казань»  входят картины на тему истории края: тема Золотой Орды, «Царица», «Сказания о Казани». «Церковь Константина и Елены» (остров-град Свияжск); Татарские национальные мотивы (обычаи, сказки, игры) – цикл, состоящий из почти двух десятков небольших картин.

 

Помимо большеформатных станковых произведений художник работает и в технике, приближенной к миниатюре. Его маленькие полотна - окошечки в вечность, миры под микроскопом -  сочетают сложность структуры композиций с компактным, «аналойным» размером. Они прекрасны, как инкрустации древнего Египта и Лиможские эмали, и абсолютно недооценены, потому что редко экспонируются и не печатаются.

 

Художник поучаствовал в 51 выставочном проекте (международных, российских, региональных, Московских), из них 12 выставок – персональных, в том числе и на одной из главных площадок современного искусства – в  ЦДХ (Москва) в 2016 году. Собранию  ГМИИ РТ принадлежит четыре  произведения художника:  «Agenda»[7] , «Ода», « Время Луны» и «Древо жизни». 

 

В 2018 году состоялась юбилейная выставка его работ в галерее «Хазине» в Казанском Кремле, приуроченная к 50-летию художника.

Анна Акчурина

(арт-критик, член Асоциации искусствоведов России)

Примечания

 

[1] ойкумена (др.-греч.) заселённая земля, освоенная человечеством часть мира

[2] изречение Серафима Сарофского.

[3] информационная вселенная – теория «нелокальности вселенной», доказанная Ю.С.Владимировым.

[4] Коан - загадка, парадоксальная задача, не имеющая рационального решения средствами дискурсивного,

     логического мышления; диалог посвященного и ученика, ведущий к достижению просветления (учение дзен-буддизма).

[5] Oculus (лат) — глаз. Световое отверстие в центре купола в античной и христиансКой архитектуре.

[6] Родничок — неокостеневший участок свода черепа у новорожденных

[7] Агенда - доска для письма; календарь будущих событий

bottom of page