
СОДЕРЖАНИЕ
Выпуск
1
12 марта, 2018 года
Можно открыть нажатием курсора

Константин Назин
Благодарность Труду,
Свет открывающий
К 100-летию выхода книги «Листы Сада Мории. Озарение»
«Озарение» предлагает качество труда, а, значит, и овладение созидательной мыслью. Есть в Учении очень короткая формула по этому поводу. Она звучит с учетом качеств действия. Вот она: «Дисциплина – начало всего» [3. п.4 с.142]. В этой формуле мы найдем все семь качеств действия. И не менее неожиданной будет еще одна мысль: «Нужно проявить дисциплину духа, без нее не сумеете стать свободными» [3. с.9]. Дисциплина духа равна свободе. Нужно осмысление дисциплины, тогда и свобода осознается в ее высоком статусе. Учение дает понять, что свобода, в ее Высшем понимании, кардинально отличается от понимания свободы в быту.
. Елена Войнова-Богородицкая.
Ангел с книгой
Рукопись – это рукопожатие на расстоянии
(Озарение п.10 с.216)
Явления сроков утверждены не в тайной лаборатории,
но в жизни каждого дня
(Община 265)
Не для успокоения эта книга, но для труда восставшего духа.
И устремляйтесь к работе возможно лучше.
И каждую работу оберните лучшей эманацией
(Озарение п.21 с.227)
Во второй книге понявшие призыв первой найдут признаки желанной работы
(Озарение п.6 с.212)
Для выхода «Озарения» была определена дата – 1925 год. Париж. Но текст бесед на русском языке. Если книги Учения выходили в другие года, то Елена Ивановна Рерих неукоснительно требовала оставлять на лицевой стороне обложке ту дату, которая была определена для первого издания Учителем. В одной из бесед книги «Озарение» о сроках сказано следующее: «Закон кармы и закон сроков подобны двуликому Янусу – один порождает другой. Карма несет плод деяний и вызывает срок проявления. Заметьте – карма личная, карма групповая и карма космическая должны сочетаться, и тогда срок явится истинным» [3. п.5 с.144]. Для данной книги таким истинным сроком стал 1925 год. В 2025 году этот истинный срок прибавил к своему существованию еще сто лет. 1925–2025 – столетие, изменившее людей, страны, Землю. Конечно, удивляет бурность и стремительность событий этого периода. Но больше всего удивляет, как в этом водовороте шло и идет строительство Культуры, при том, что «мука у середины не чиста, но купить новую нет денег». Культурное строительство в Америке, Азии, Европе. Культурное строительство во внутреннем мире человечества.

Сколько искренних устремлений и дел было совершено для победы Света за это время. Сколько кривых путей исправлено. Сколько известных и неизвестных огненных сердец смогли создать незримые мосты Света для созидательного труда и в России, чтобы однажды родился Музей имени Н.К. Рериха в центре Москвы. Это можно было бы назвать чудом, если не знать о естественном и очень напряженном труде явных и неявных тружеников. Благодаря пламенным сердцам он стал Музеем-Жизнью. В этой общине труда вышли все серии книг Учения Живой Этики. Вышло и «Озарение» в 2003 году в количестве 5000 экземпляров с той же точкой отсчета – 1925
Три книги: «Зов» - 1924 год, «Озарение» - 1925 год и «Община» - 1926 год, как первые три ступени утверждения нового сознания, уже вступили, а «Община» на следующий год, в свои столетние юбилеи. После «Общины» следующий юбилей будет для книги «Агни Йога», но только через три года в 2029 году. Так начинался ритм движения Учения и сроков. Интересно, как Учитель определяет этап в три года, когда уже вышли первые три книги: «Когда определено направление, когда проверено сознание, когда взвешена решимость, тогда надо найти слово, выражающее ступень. Свет-сила сжигает тьму – так определилось текущее трехлетие» [4. п.265 с.221]. Этот свет-сила должен был довести до ступеней более высоких, но для этого нужно было пройти испытание в последующие три года, выявить свои внутренние тенденции, устремления, достоинства и недостатки, испытать свой внутренний мир на устойчивость и верность делу Культуры, чтобы приблизиться к знакам Агни Йоги. Сейчас, когда вышли все книги Учения, уже нет промежутка в три года между «Общиной» и «Агни Йогой», но путь испытаний будет всегда.
В «Озарении» о двух первых книгах написано так: «Первая книга звала к подвигу красоты, простоты и бесстрашия. Вторая книга дает качество и признаки работы, утверждающей расширение сознания» [3. п.21 с.227]. О всех трех книгах сказано: «Книга «Зов» не знала препятствий. Книга «Озарение» камню подобна. Книга «Община» подобна плавателю перед бурей, когда каждый парус и каждая веревка содержит жизнь» [4. п.99 с.68]. «Озарение» определено, как «камню подобна». На камне прочном, как известно, строится град. Но он же может лечь препятствием, а то и лоб можно расшибить. Куда двинется сознание конкретного человека зависело и будет зависеть от свободной воли.



Сверху-вниз: Николай Рерих. Пир-Панджал. 1925,
Из серии Николай Рерих. Пир-Панджал. 1925,
Николай Рерих. Вестник Белого Бурхана
А как складывался 1925 год для семьи Рерихов? В труде. В непростом труде. Николай Константинович Рерих в начале года возвращается из Европы в Индию, точнее в Дарджилинг. Из него 6 марта Николай Константинович, Елена Иванова и Юрий Николаевич Рерихи едут в Западные Гималаи. В Кашмире с марта по апрель идет формирование экспедиции. В дневниковых записях за этот год у Н.К. Рериха появляются пункты экспедиции: Пир-Панджал, Ладакх, Ламаюра – Лех – Хеми, Лех – Каракорум – Хотан. Вместе с разными заботами, большими и малыми, Елена Ивановна Рерих продолжает вести записи бесед с Учителем, которые войдут в книгу «Озарение». Последняя запись для этой книги датируется 24 июня 1925 года. Экспедиция в это время находилась в Гульмарге на взгорьях Пир-Панджала.
Об этом месте Николай Константинович написал: «Живем на взгорьях Пир-Панджала. Град в голубиное яйцо. Звезды – как свечи! Землетрясения – каждую неделю» [1. с.98]. И еще одна очень важная веха произошла в этих местах. Николай Константинович записывает в своем дневнике: «Серия «Знамена Востока сложилась. 1. «Будда Победитель» перед источником жизни. 2. «Моисей Водитель» – на вершине, окруженный сиянием неба. 3. «Сергий Строитель» – самосильно работает. 4. «Дозор Гималаев», в ледниках. 5. «Конфуций Справедливый» – путник в изгнании. 6. «Иенно Гуйо Дья» – друг путников (Япония). 7. «Миларепа Услышавший» – на восходе познавший голоса дэв. 8. «Дордже Дерзнувший» – стать лицом к лицу с самим Махакалкой. 9. «Сараха – Благая Стрела», не медлящий в благих посылках. 10. «Магомет на горе Хира» (весть архангела Гавриила)», предание. 11. «Нагарджуна – Победитель Змия» видит знамение на озере владыки Нагов. 12. «Ойрот – вестник Белого Бурхана», поверье Алтая. И те, что уже в Музее: 13. «Матерь Мира». 14. «Знаки Христа». 15. «Лао-цзы». 16. «Цзонка-па». 17. «Падмасамбхава». 18. «Чаша». 19. «Змий Древний»» [1. с.99]. Не метаисторические ли вехи развития внутреннего мира человечества Будущего отразились в этих образах? Может быть, не сразу и не быстро сформировалась эта серия картин, если Николай Константинович в конечном итоге написал, что она «сложилась». В этом слове звучит уверенность и окончательное утверждение. В какой-то момент, мысль о серии этих картин встала перед внутренним взором четко и ясно после определенных размышлений.
Созревший замысел должен был выявиться в конкретных образах и выражать глубокий смысл Культуры. Знамена Востока должны были развеваться не только на полотнах картин, но стать живыми Знаменами в Пространстве. В названиях картин мы находим высокие эпитеты культурных героев: Победитель, Водитель, Строитель, Справедливый, Услышавший, Дерзнувший, Победитель Змия. Дозор же является главной силой по созиданию и охране Культуры.


Слева: Николай Рерих. Змий Древний; Справа: Николай Рерих. Сараха – Благая Стрела
Когда читаешь название картин по отдельности, то появляется ощущение, что речь идет не о нескольких героях, а об одном герое, вмещающем в себе все эти заслуженные эпитеты. Об одной Индивидуальности, обладающей столь высокими качествами. Обладали ими и те, кто возглавлял экспедицию. Эти качества существовали не только в названиях картин, они жили в сердцах руководителей экспедиции. В этой серии тринадцать картин были написаны в 1925 году, шесть в 1924. О самом понятии «знамя» в Учении говорится: «Действие – как развевающееся знамя воина…» [2. п.309 с.185]. Тогда серия «Знамена Востока», это Развевающиеся Действия Востока, необъятные в своих размерах. Устремление и высокая мысль ложились в зарождение шестой расы с первых шагов экспедиции и закреплялись в ярких образах. Пространство Культуры передвигалось вместе с экспедицией.
С другой стороны, собранная серия прекрасных картин чем-то напоминает совет мудрецов перед дальним и очень трудным походом. Совет мудрецов усиливает мудрую мысль. На совете представлен ярчайший цвет Культурных Тружеников. Мысль о них легла в основу зарождающегося Нового Времени. Высокая Мысль о Подвижниках Востока, о культурных героях легла как священная опора в наитруднейшей экспедиции, которой предстояло выполнить задачи общечеловеческого и космического уровней. На картинах, отражающие культурные дела, в разные времена, отражен напряженный труд. Действие для культурных героев – само дыхание Жизни. В книге «Озарение» Учитель говорит: «Вторая книга дает качество и признаки работы, утверждающей расширение сознания!» [3. п.21 с.227]. Все Труженики Света вели людей из разных мест планеты и времени по пути расширения сознания.

Николай Рерих. Иенно Гуйо Дья
Беседы в книге «Озарение» раскрывают суть и основы такой работы. Поясняют, какие важные сердечные чувства нужно вложить в такой светлый труд. Знакомясь с ними, лучше осмысливаешь что вкладывают в свои решения, действия, в свою работу Те, Кто являются живыми Знаменами Востока. Это позволяет лучше осознать качество труда Высшего Начала, ее Представителей. И тогда сердце чувствует, насколько напряженным трудом живет Небо. Насколько труд Высшего Начала мудр, безграничен и целеустремлен. «Друзья! Четыре камня положите в основание действий ваших. Первый – Почитание Иерархии. Второй – Сознание единения. Третий – Сознание соизмеримости. Четвертый – Применение канона Господом твоим» [3. п.9 с.134]. Четыре камня, как четыре фундаментальные основы, без которых дальнейшее движение невозможно. Почему? В Учении можно найти следующий ответ: «Четыре начертания, давно данные… – они дают основу разумения Тероса*. Как он без них найдет, где путь Блага?!» [2. п.570 с.325]. Эти четыре главные мысли в нашем сознании намечают и направляют дух по пути Блага. Иначе как осмыслим красоту действий, меняющих наше взаимоотношения с окружающим миром? Они дают ориентиры и оценку наших побуждений к действиям в каждодневности. На этих четырех мотивах выстраивается путь дальний и созидательный. Эти четыре мысли как лакмусовые бумажки для роста нашего внутреннего мира. На основе этих мыслей созидают Те, Кто строит Космос. Этими могущественными мыслями Они делятся с нами.

