top of page

 15

ВСЕМ СЕРДЦЕМ БЕРЕЧЬ

   ВЕСТНИК КУЛЬТУРЫ 26

Виктор Киркевич

ПАРХОМОВКА. ВОСПОМИНАНИЕ

Когда Вы увидите Покровскую церковь в селе Пархомовка, за Белой Церковью, то почувствуете ее величие и значение для Украины!

Когда сорок лет тому назад я впервые привез туда экскурсантов, то мое первое впечатление от этого храма было удручающим. Толстый слой голубиного помета и полное, все покоряющее, всеобъемлющее очарование от архитектуры и великолепия мозаик. И я навсегда стал рабом, скорее рыцарем, этого Святого, полного особой духовности, места. Храм стал частью моей жизни и уже четыре десятилетия повсюду ищу любые, даже мельчайшие детали про него, о тех его создателях, о людях, которых с храмом свела судьба, в чью судьбу он так же вошел. Создал экскурсию в Пархомовку, на основе собранных материалов, написал книгу «Церква Покрови Пресвятої Богородиці», издательство «Техника», 1999 год. Давно известно, что храм навсегда становится жизненной частью любой местности, ее одухотворением. Сколько примеров, что церковь сносили, а люди, проживающие в этом населенном пункте по-прежнему десятилетиями приезжали отмечать этот очень важный праздник - «Храм». Пархомовская церковь навечно стала неотъемлемой частью культурного процесса местных жителей, даже тех, кто давно покинул родные места.

Министерство культуры УССР в прошлом, не постигая значение храма в с.Пархомовка, даже не пыталось восстановить его. Чиновники, атеистически воспитанные, рекомендуя забывать о церквях, отдали этот воистину уникальный памятник истории и культуры на откуп местным энтузиастам. А какие тогда были возможности у сельсовета? Даже у такого влюбленного в архитектурное сокровище председателя И.А. Оноприенко. Незначительные средства позволяли проводить лишь работы по перекрытию крыши, а зияющие проемы в стенах, разъеденных смесью дождевой воды с химикалиями, заделать не представлялось возможным. К тому же в село вела никудышная, булыжная дорога, и разбитая грунтовка с трассы.

Переломный момент в истории храма произошел в 1987 году. Газета «Правда» в передовой писала: «14 мая М.С.Горбачев и Р.М.Горбачева имели дружескую встречу с известным художником и видным общественным деятелем, почетным членом Академии художеств СССР С.Н.Рерихом и его супругой Девикой Рани».

Через четыре дня, в первый же наступивший понедельник, с утра, в Центральный Комитет Компартии Украины раздался звонок из Москвы - «Что у Вас происходит в Пархомовке? Туда собирается Раиса Максимовна вместе с Рерихом. Срочно примите меры, чтобы все было в порядке!». Так в ЦК КПУ узнали о Пархомовке. Вскоре, не с первого раза, определив местонахождение села, куда намеривается отправиться Первая Леди СССР с заморским гостем, начали постепенно выяснять все подробности. В среду меня сняли с экскурсии, и привезли к зампреду Совмина Украины тов. Орлик, которая была сама любезность, благодарила за предоставленные материалы в виде переплетенного текста экскурсии и статей в журналах и газетах. Их я писал не один год. Тут и выяснилась причина суматохи вокруг храма.

14 мая в 10 утра у меня произошла встреча со Святославом Николаевичем Рерихом. Во время нашей беседы, на которой присутствовал Б.А. Смирнов-Русецкий, известный художник, ученик Н.К. Рериха и друг его брата и детей, отсидевший за свои эстетические привязанности, около двенадцати лет в лагерях. Всех снимал высоко профессиональный фотограф Юрий Бусленко, работы которого по Пархомовскому храму, являются непревзойденными. С нами был Анатолий Сериков. Наша встреча продолжалась два с половиной часа. Руководил ею А.Беликов, любезно усадив меня с двумя патриархами живописи на диване. Всем присутствующим было указано, что беседу буду вести я. Как исследователя творчества Рериха, меня интересовали связи художника с Украиной, судьба его родного брата Бориса Константиновича, а также все о Пархомовке, её владельце в начале ХХ века - В.В. Голубеве.

Святослав Николаевич был очень любезен, отвечал на все поставленные вопросы, был растроган памятным отношением и интенсивными поисками материалов, касательно его горячо любимого дяди Бориса Константиновича, много сделавшего в Киеве для Украины. Я написал и издал о нем две книги.

При этой незабываемой для всех нас встрече особое удивление и радость С.Н. Рериха вызвало сообщение о сохранившихся работах его отца в с.Пархомовке. С благодарностью он принял слайды мозаик и текст, созданный мной, популярного экскурсионного маршрута «К мозаикам Рериха на Киевщине». «Это хорошо! Мой отец был уверен, что его работы и храм погибли, и когда вспоминал о них, то всегда расстраивался, все-таки это была его первая крупная работа в церкви».

Прощаясь, а он улетал на следующее утро, из Москвы в Женеву, Святослав Николаевич, повторил на прощание: «Будем делать все, чтобы сберечь Пархомовку». Уходя, я узнал, что вскоре, через три часа, С.Н. Рерих встречается с главой нашего государства.

Находясь ещё под впечатлением, Святослав Николаевич тут же при встрече с Горбачевым, начал ему рассказывать о церкви. Раиса Максимовна: «Святослав Николаевич, давайте съездим, посмотрим Пархомовку» – художник, спокойно ответил: «Хорошо» – имея в виду свой следующий визит, так как утром покидал СССР. Супруга лидера государства сказав о церкви, - тут же забыла. Но все фиксировалось протоколом. И «аппарат» незамедлительно стал принимать меры по подготовке встречи именитых гостей на Киевщине.

Ровно, через неделю подъезжая к селу, почувствовал, что-то особенное. Приблизившись к храму, не поверил своим глазам, к нему направлялись машины с кирпичом, суетились десятки рабочих, воздвигали леса, подъемный кран, уполномоченные с папками под мышкой, сновали по теперь уже, строительной площадки. Насколько это было неожиданно, что вызвало у меня некоторую растерянность.

Вот что мне рассказал И.А. Оноприенко: «Вчера, в пятницу, с утра в село наехало милиции и ответственных работников. Над селом все время кружил вертолет. Где-то в середине дня множество правительственных машин, составляющих бесконечный кортеж, соблюдая субординацию, подъехала к храму. Из машин вышел второй секретарь ЦК КПУ тов. Ельченко (В.В. Щербицкий был болен), секретарь Киевского обкома партии тов. Ревенко, и.д. и т.п. Все они вместе, но строго по рангу, зашли в храм. И он им понравился! Было принято решение немедленно его отреставрировать, не считаясь ни с какими затратами. Школу, которую должны были соорудить в непосредственной близости от церкви, приказали перенести в другую часть села. Было указано создать культурно-просветительский центр, благоустроить село, немедленно проложить асфальтированную дорогу, очистить пруд и провести ряд других мероприятий».

В самом храме планировали устроить концертный зал, а что бы алтарь ни заслонял выступающих, он по плану должен был раздвигаться на колесиках. По таким предложениям от высоких чинов можно было судить, что многие не бывали в храме с далекого детства и смутно представляли его назначение. Но, тем не менее, любили большое, грандиозное, какой и была Покровская церковь. Было это необычайно важно, так как вовлечение столь серьезных и влиятельных особ в необычную для них ипостась, в случаи их раздражения, могло закончиться для инициатора (меня) этого визита руководства УССР - весьма печально. Но, слава Богу, пронесло!

Для храма началось время стремительного восстановления. За несколько дней дорогу заасфальтировали, прекратили строительство школы. В короткое время в другом, более подходящем месте возвели лучшую. Появился, разобранный еще в довоенные времена, кирпичный забор с соблюдением, присущей Покровскому стилизацией.

Но Раиса Горбачева все не ехала… Выяснили, что и Рерих тоже где-то далеко. Причем для руководства Рерих, чьи мозаики в Пархомовке и Рерих, встречавшийся с М.С. Горбачевым, - было одно лицо.

Так что в 1987 г. работы, как стремительно начались, так же резко закончились. Все строители быстро уехали, даже не сняв леса, они стояли довольно долго и ржавчина, стекавшая вместе с водой на резной портал безукоризненно белого цвета из итальянского мрамора, с фундаторскими, выполненными со стилизацией, надписями. Не успели, к тому же не нашлось мастеров для возобновления деталей частично сохранившихся иконостасов, надмогильной мраморной плиты В.Ф. Голубева, владельца Пархомовского имения, не была проведена реставрация и даже консервация сильно поврежденной мозаики «Спас Нерукотворный», некоторых декоративных элементов фасадов. Почти три десятилетия, руки не доходили до дома священника, стоявшего полуразрушенным. А ведь там можно было открыть музей Н.К. Рериха!

В церкви возобновлена Служба Божья и возвышается этот храм сегодня гордо и неуклонно, как победитель, - витязь Киевской Руси, выстоявший несколько десятилетий и не погибший, как многие, не менее достойные. Не изменил своей натуре - архитектуре. Не предал своих хозяев, своих фундаторов, своих почитателей, которых, несмотря ни на что, становится все больше и больше. Несет гордо шлем-купол. Словно эпический герой противостоял невзгодам, войнам, разрушениям, развенчиванием кумиров и мифов. По нему стреляли, жгли, засыпали его внутренности ядохимикатами, пытались его унизить безразличием и забвением. Не получилось! Из всего он вышел как победитель! Не даром вторая малая церковь-усыпальница, пристроенная к основному храму – единственная в мире в честь святого Виктора-мученика.

bottom of page